|
Не официальный сайт села Износки
ИСТОРИЯ РАЙОНА
| |
ЧБГ | Дата: Пятница, 05.06.2009, 23:07 | Сообщение # 31 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| skon2009, ЭТАК МЫ НАСТОЯЩУЮ ЛЕТОПИСЬ СОЗДАДИМ!! 1. Ребята, посмотрите на "Официальном сайте деревни Спасск Шацкого района Рязанской области" в разделе "Каталог файлов" http://spassk62.ru/load/ мой интернет-вариант летописи Кермисинского сельского поселения (События и факты и ссылки на источники информации) а в разделе "каталог статей" http://spassk62.ru/publ/ в докладе Чурочкина Б.Г. на конференции: "Шацк: 455 лет в истории России" - методические разработки автора по созданию сельской летописи 2. на форуме вашего сайта, сообщение Аллы № 27 есть информация о захоронении в Износках бойцов ВОВ. Среди них есть Савельев Иван, 1918 года рождения, Рязанская область, Шацкий район; Есть ли у вас на этого человека какие-либо дополнительные сведения. Если что найдется, прошу сообщить или на мой e-mail cbgpereplet@mail.ru или в гостевую сайта "Официальный сайт деревни Спасск" С уважением к вашему делу - Чурочкин Борис Григорьевич
|
|
| |
AllA | Дата: Суббота, 06.06.2009, 12:09 | Сообщение # 32 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 58
Статус: Offline
| Борис Григорьевич!!Привет!! Quote (ЧБГ) 2. на форуме вашего сайта, сообщение Аллы № 27 есть информация о захоронении в Износках бойцов ВОВ. Среди них есть Савельев Иван, 1918 года рождения, Рязанская область, Шацкий район; Есть ли у вас на этого человека какие-либо дополнительные сведения данные из инета : Quote Если вы располагаете информацией о родственниках этих солдат, просьба позвонить по телефону в Москве (495) 725–51–64 http://iskatel.krasnogorsk.ru/news/?m=200807
|
|
| |
gelezocompa | Дата: Пятница, 12.06.2009, 04:25 | Сообщение # 33 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Очень интересная и полезная тема. Так держать
|
|
| |
AllA | Дата: Четверг, 23.07.2009, 14:26 | Сообщение # 34 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 58
Статус: Offline
| Шатринская гора .
Сообщение отредактировал AllA - Четверг, 23.07.2009, 14:27 |
|
| |
AllA | Дата: Четверг, 23.07.2009, 14:28 | Сообщение # 35 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 58
Статус: Offline
| Шатринская гора .
|
|
| |
AllA | Дата: Четверг, 23.07.2009, 14:34 | Сообщение # 36 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 58
Статус: Offline
| Шатринская гора Добавлено (23.07.2009, 14:34) --------------------------------------------- Моя Мама пошла в библиотеку(и сканировала неск. стр.( Шатринская гора ) из книги на страницах-мелкий текст ((
|
|
| |
Yurkins | Дата: Вторник, 28.07.2009, 01:19 | Сообщение # 37 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 58
Статус: Offline
| Отличное описание! Буквально на днях решили залезть на гору, но увидев (как и описано) жутко перерытое окопами, траншеями, да и в добавок усыпанное крестами (по внешнему виду с военных времен) подножье горы, как то стало не по себе, а когда поднялись на несколько сотен метров вперед, то увидели перед собой в полне действующее кладбище со свежими могилами. После чего подниматся выше, отпало всякое желание. Прогулки по кладбищу с детьми - это извините, не про нас. И как интересно человек возродит былую красоту на "самом замечательном природном памятнике Износковского района" когда этот самый памятник бонально превратили в кладбище, для меня лично остается загадкой! P.S. Заранее извиняюсь, если резко написал! С уважением, Yurkins
|
|
| |
skon2009 | Дата: Воскресенье, 06.09.2009, 16:51 | Сообщение # 38 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 22
Статус: Offline
| За шатринскую гору ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!
|
|
| |
Dmitry | Дата: Четверг, 18.03.2010, 13:29 | Сообщение # 39 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
| Кое-что из истории Медынского восстания в 1918 г. Из допросов граждан в конце 1930-х годов. N1: Осенью в деревню пришли два человека, которые сказали, что советская власть кончается и надо только немного помочь. Стали собирать мужиков. Наутро выдвинусь в д. Дошево (теперь -Дошино). Оружия у меня не было. Развернулись в цепь. В течение суток перестреливались с красными. Потом стало известно, что к красным прибыли большие силы. Народ стал разбегаться. Я тоже ночью ушел. Говорили, что во время перестрелок ранили несколько красных, в том числе их командира. У нас в деревне руководителями восстания были царский офицер Иван Малинин и богатей Савельев (?). N2: В восстании участвовал под насилием. N1 и его брат угрожали оружием. У одного было ружье, а у второго пистолет. Руководили Малинин и поп Сдобников. N3: В восстании участвовал под насилием. Оружия у меня не было. В Дошево я не ходил. Был в д.Гиреево, где был организован госпиталь.Добавлено (18.03.2010, 13:29) --------------------------------------------- Из книги «Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД» Из сводки- № 20 за 14 ноября 1918 г. Калуга. 11 ноября. В Медыни и Боровске восстания. Посланы отряды из Калужского батальона для подавления. . . . РГВА. Ф.6. Оп.Ю. Д.9. Л.9. Подлинник. РГВА. Ф.16011. Оп.1. Д.2. Л.23. Подлинник. Из сводки» № 21 за 15 ноября 1918 г. . . . Калуга. 12 ноября. В 7 час. утра наша артиллерия обстреляла дер. Адуево. В 11 час. утра обстреляна артиллерией северо-восточная опушка леса вокруг Медыни. В 1 час 45 мин. обстреляна северо-восточная опушка леса вокруг Медыни и Кременское шоссе. Во время обстрела были массовые перебежки противника, по которым выпущены две очереди из пулемета. В 1 час дня в направлении Медынь- Малоярославец была брошена наша пехота с пулеметами, которая со встречным боем продвинулась вперед. Под прикрытием батареи наша пехота выбила вооруженные банды из с.Пушкино, оно же Покровское и продвинулась до края опушки леса у с. Адуева. Банды, действующие с северо-восточного направления разбиты, разбегаются в северном направлении. Наступление прекращено вследствие наступившей темноты и порчи противником шоссе. В остальном без перемен. 13 ноября [в] 9 час. разведкой установлено, что противник занимает д.Гиреево, Топорино, Кременское, Глухово, Адуево. В 7 час. вечера 12 ноября получено донесение, что восставшие заняли Романове и Ивановскую школу, в 9 час. 15 мин. вечера 12 ноября получено донесение о восстании кулаков в Дороховской вол. и занятие станции Износки. В 9 час. 30 мин. вечера 12 ноября наши части заняли д.Адуево, где захвачен штаб полка с секретной перепиской, оружием и списком белогвардейцев; 16 белогвардейцев расстреляны. Из допроса арестованных установлено, что главные силы противника сконцентрированы в дер. Уланово Колодези. Из переписки, захваченной в Адуеве, видно, что восстанием руководят офицеры умелой рукой, что заметно по продвижениям восстания. Волости разбиты на полки, имеющие каждый свое назначение. Ими строго несется сторожевое охранение, так что через него нельзя перебежать беднякам и коммунистам; белогвардейцы производят в занятых селах насильственные мобилизации от 16 до 45 лет под угрозой расстрела. РГВА. Ф.6. Оп.10. Д.9. Л.12—12об.; Ф. 16011. Оп. 2. Д. 1. Л. 24об. Подлинники. Есть еще в летописи советских калужских газет. В шанскозаводской волости отрядом товарища Прокопчика (какой-то Прокопчик засветился еще в событиях по изъятию церковных ценностей) расстреляно 20 человек. В калужской газете («Красная новь», «Нива», «Кр. Нива» - не помню) вроде бы печатался список. Сайт Letopis20vek.narod.ru/Age/1918.htm и написано там много-много интересного. В том числе КАЛУЖСКАЯ ЛЕТОПИСНАЯ ХРОНИКА ХХ ВЕКА В ЗЕРКАЛЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРЕССЫ К.М.Афанасьев 1918 ГОД Пожаром светлого восстанья Мы опояшем шар земной. Мы вырвем из цепей страданья Дух человечества больной. Мы все взорвем, мы все разрушим, Мы все с лица земли сотрем, Мы солнце старое потушим, Мы солнце новое зажжем! Павел Арский, пролетарский поэт, уроженец деревни Королево Юхновского уезда. ВЕТЕР СРЫВАЕТ СПИСКИ РАСТРЕЛЯННЫХ… Из приказа штаба войск по водворению революционного порядка в Перемышльском уезде Калужской губ. 14 августа 1918г. №204 с.Корекозево: …Именем Российской Советской Федеративной Республики - монахов: Иосифа, Авксентия, Ассона, Пафнутия, Никанора, Корнелия и Анакия, Гр. Ивановича Борисова, Григ. Алексеевича Крюкова, Дм. Ив. Мартышова, Якова Ив. Букина, Максима Петровича Фролова, Дм. Вас. Негодяева, Як. Карповича Конова, Малафея Дмитр. Никонова, Фед. Дм. Дерябкина объявляет вне закона как врагов власти рабочих и крестьян. За активное участие в восстании, за убийство должностных лиц, за свержение Советской власти и разрушение Перемышля постановлено подвергнуть расстрелу. Подлинное подписал штаб: А.Федоров, Евстафьев, Ассен-Аймер. Сведения потерям с нашей стороны при подавлении мятежа в Медынском уезде. Составлены штабом войск 21.XI.1918г. (следует поименный список). Всего убито 7, застрелился сам 1, ранено 9, в плену 16. Список белогвардейцев и лиц, причастных к вооруженному восстанию в Медынском, Боровском и Малоярославецком уездах Калужской губернии, подвергнутых расстрелу в Медынском уезде. Составлен Штабом войск по подавлению мятежа 20.XI.1918г. (следует перечень фамилий). Всего расстреляно 176 мятежников. Кроме того, отрядом товарища Прокопчика в Шанско-Заводской волости убито в бою и расстреляно 26 мятежников.(«Коммуна» за 4.10.12 декабря 1918г.)
Воревский
|
|
| |
Aleksey | Дата: Четверг, 01.04.2010, 17:44 | Сообщение # 40 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| И такая антиресная книга есть исчё! "Из истории земель калужских" Ю.В. Фоменков .
Сообщение отредактировал Aleksey - Четверг, 01.04.2010, 18:22 |
|
| |
AllA | Дата: Среда, 01.09.2010, 23:45 | Сообщение # 41 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 58
Статус: Offline
| Какой клад зарыт в Священной горе? Попавшие и не попавшие в путеводители достопримечательности делятся на две категории. Одни без особых комментариев приковывают взгляд: вычурные памятники архитектуры, живописные скалы, валы и рвы древних поселений... Другие известны только благодаря своей связи с историческими событиями или с именами знаменитых людей. В советские годы именно их описания занимали основную часть путеводителей, да и сейчас тенденция сохраняется. Однако признаемся честно: в большинстве случаев для рядового экскурсанта-обывателя такого рода, с позволения сказать, «памятники» совершенно неинтересны (скажем, лично для меня областная библиотека представляет ценность благодаря своей основной функции, и то, что там однажды выступал, как информирует мемориальная доска, искренне уважаемый мной А. Солженицын, ничего в отношении к сему учреждению не меняет). Впрочем, хватает и объектов, на которые действительно смотришь другим взглядом после того, как узнаешь их историю. Один из подобных малоизвестных рядовому читателю памятников, связанных, судя по всему, с древнейшими страницами истории Калужского края, находится близ с. Износки. За пределами района мало кто знает об этом месте, однако в Износках и окрестностях путь к Шатринской горке покажет любой местный житель. И не только покажет, но и заметит, что место это непростое. Прежде всего, разумеется, здесь «в землю ушла» часовенка – по мнению одних, церковь – по мнению других, некоторые же уверяют, что целый монастырь, разрушенный татарами. Сюжет достаточно стандартный (мы уже рассказывали: в Калужской области мест с «ушедшими под землю» церквями несколько десятков), однако износковские предания им не ограничиваются. Во время моего прошлогоднего визита в Износки местные жители рассказывали и про находившееся рядом болотце, где «люди пропадают»: «Пойдешь в определенное время – и все... И вообще там нечисто», - посмеиваясь, говорили молодые девчонки. Рассказывают и про зарытое на вершине разбойниками золото, даже про целого «золотого коня», однако никому оно пока не далось. «На вершине горы череп большой выкопали, больше человеческого. И тут такой страх на «черных археологов» напал, что, не помня себя, домой рванули», - примерно такую байку рассказывал несколько лет назад житель поселка Евгению Уланову, члену нашей экспедиции. К сожалению, сколько-нибудь развернутых преданий про гору записать нам не удалось – ближнюю к ней деревушку последние жители покинули несколько лет назад, найти же знающих местные поверья ее уроженцев в райцентре оказалось непросто... Впрочем, впервые внимание к себе и сама горка, и связанные с ней поверья привлекли еще в ХIХ веке. Посвященная ей статья была опубликована в ХХ выпуске «Известий Калужской ученой архивной комиссии» в 1910 году. Добавлено (01.09.2010, 23:44) --------------------------------------------- Автор ее, Н.Добромыслов, отмечает: «Среди крестьян держится вера в многочисленные клады... Шатришская гора в глазах местного крестьянского населения приобрела особое мистическое значение. Говорили, что на горе над могилами горят ровным немигающим светом огоньки, свидетельствуя о праведной жизни погребенных». Последнее обстоятельство требует пояснения. Как указывает автор, гору облюбовали для тайных захоронений старообрядцы. Несмотря на запрет, хоронить на горе продолжали - упокоиться здесь считалось, как сейчас говорят, престижным. В итоге погост «легализовали», и кладбище на Шатринской горе существует до сих пор. Исследование Добромыслова, между прочим, показало, что поверья про разбойников и монастырь отчасти подтверждаются документально. По его данным, в районе горы «базировались» три головореза: Кондак, Буров, Изот. Крестьяне давали им приют и пищу. В конце концов специально посланный военный отряд разогнал шайку и пленил Изота. Однако за какую-то заслугу через несколько лет он был помилован и вернулся доживать. Существовал здесь и монастырь, по крайней мере с XV века. Итак, место явно непростое, почитаемое и выделяемое самыми разными слоями населения и в самое разное время. Лично у меня вызывает особый интерес и название холма – Шатринская горка. Местные жители произносят его и иначе: Шатрищи, Шатринцы и объясняют его формой холма – «как шатер». Но так ли уж значительно сходство? С одной стороны, горка действительно довольно симметрична и расположена на равнине, с другой – не настолько уж она крута, сходство с шатром весьма отдаленное... Кстати, на глаз, как и на нашем фото, холм выглядит намного более пологим, чем на самом деле – из-за маскирующего его лесочка. В любом случае таких горушек у нас много, но с шатрами их не сравнивают. По крайней мере мне в Калужской области больше примеров неизвестно. А вот в других местах такой топоним встречается. Например, знаю про два Шатрища на среднем Дону в Воронежской области, ничем не отличающихся от соседних холмов. Может быть, имена некоторых горушек происходят от другой основы, лишь позже переделанной в понятную: «шатер»? Топонимы с похожим корнем встречаются на Урале, часто с перестановкой двух букв: «шарташ». Его здесь выводят и от татарского «сар таш» («желтый камень»), и от тюркского «шарт» («клятва, договор, завет»). Первое предположение вряд ли справедливо – я бывал на Шарташских каменных палатках под Екатеринбургом, свидетельствую: эти любопытные и эффектные гранитные скалы отнюдь не желтые. А вот вторая версия... заставляет задуматься. Рискну выдвинуть и еще одну: во многих диалектах русского языка «черт» произносится как «шорт»... Впрочем, вопросы топонимики всегда крайне запутанны и неоднозначны, полагаться на нее нельзя. Но важно заметить, что все известные мне «горки-шатры» являются и археологическими объектами. Иногда очень необычными. Скажем, внутри одного из воронежских «шатров» скрывается пещерный монастырь, основанный по крайней мере в XVI веке. «Начинка» второго еще интереснее – в нем около десяти лет назад была обнаружена вырубленная в мелу пещера с загадочными знаками на стенах, похожими на руны! Может быть, выделять и почитать Шатринскую гору начали еще в дохристианские, а то и в дославянские времена и на вершине ее существовало капище? Ничего невероятного в таком предположении нет. Более того, о существовании в языческие времена у славян священных холмов хорошо известно. Однако в большинстве случаев после принятия христианства их стали связывать с нечистой силой. Наиболее распространенный сюжет – о собраниях ведьм на их вершинах. Их чаще всего именовали Лысыми горами. Лысые горки, между прочим, есть и в Калужской области. С ходу назову две – у пос.Детчино и вблизи Козельска. Однако местные жители с ними никаких особых поверий не связывают. Если наше предположение верно, священная гора близ Износок просто уникальна – и тем, что почитание ее не прекращалось и в христианские времена, и интереснейшими преданиями. Жаль вот только, что записано их крайне мало. Для сопоставлений материала необходимо побольше. Может быть, на эту публикацию откликнутся жители Износковского района, помнящие хоть какие-то рассказы? Автор и его друзья были бы очень благодарны. Добавлено (01.09.2010, 23:45) --------------------------------------------- Автор-Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН. взято-газета «Весть» №254-257 (6585-6588)
|
|
| |
Elena | Дата: Четверг, 02.09.2010, 22:47 | Сообщение # 42 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Offline
| на самом деле там не страшно, ежегодно для учащихся Износковской средней общеобразовательной школы организуются эксткурсии на шатринскую гору. Кладбище вообще с самого начала там было староверов, но со временем все изменилось и сейчас там можно увидеть могилы нынешнего времени. название "Шатрищи" пошло еще с времен нашествия монголо-татарского ига. Именно у подножия горы и расположились монголо-татары, а на верху(следую из легенды) распологался монастырь, который в дальнейшем ушел под землю, а так как у подножия были расставлены шатры монголо-татар гору так и назвали "Шатрищи", да и не только гору, но и деревеньки которые расположены были рядом тоже имели подоюное название.
|
|
| |
иг-ив | Дата: Среда, 22.09.2010, 04:57 | Сообщение # 43 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
| здравствуйте skon2009. прочитал Ваше старинное сообщение , в котором упоминаются деревни Пронькино и Матрёнино. А как сегодня их состояние, можно ли туда добраться, есть ли жители Матрёнино, которые жили там в ВОВ (1942г).Напротив Матрёнино через речку Иловка, на речке Карцовка была деревня Карцево. Может кто из старожилов помнит её местонахождение. Там погиб мой отец. С уважением Игорь Иванович.
|
|
| |
demon | Дата: Понедельник, 13.06.2011, 19:34 | Сообщение # 44 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
| Quote (Лунева) После того как о. Евстратия Хоботова увезли из Горбатова в ОГПУ, принял на себя заботы о храме местный уроженец, священник по фамилии Столяров[/quo родной внук священника Виктор Столяров проживает в деревне Савино Износковского района.А его отец(сын священника) похоронен в д. Горбатово.Добавлено (24.05.2011, 20:38) ---------------------------------------------
Quote (Elena) на самом деле там не страшно, ежегодно для учащихся Износковской средней общеобразовательной школы организуются эксткурсии на шатринскую гору. Кладбище вообще с самого начала там было староверов, но со временем все изменилось и сейчас там можно увидеть могилы нынешнего времени Могилы свежие. НО похоронены все же староверы.Добавлено (13.06.2011, 19:34) --------------------------------------------- После того как о. Евстратия Хоботова увезли из Горбатова в ОГПУ, принял на себя заботы о храме местный уроженец, священник по фамилии Столяров[/quo .Столяров Василий Семенович Родился в 1878 г., Калужская обл., Износковский р-н, д. Горбатово; б/п; служитель культа. Проживал: Калужская обл., Износковский р-н, д. Горбатово. Приговорен: тройка УГБ УНКВД Западной обл. 23 октября 1937 г., обв.: по ст. 58 п. 10 по УК РСФСР. Приговор: ВМН Источник: Книга памяти Калужской обл. А родной внук священника Виктор Столяров проживает в деревне Савино Износковского района.А его отец(сын священника) похоронен в д. Горбатово
земляк
|
|
| |
Ксенина | Дата: Понедельник, 05.09.2011, 13:52 | Сообщение # 45 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Всем привет! Огромное спасибо вам за то, что вы открываете перед людьми страницу истории Износковского района. Я разыскиваю все сведения о деревне Гиреево, о Зайцевых Якове Никитиче(мой прадед) и Иване Никитиче(его брате). Яков Никитич проживал в Верхнем Гиреево, имел дочерей Матрону, Устинью, Ксению, Веру, Татьяну и сына Дмитрия. Вроде бы держал что-то вроде Булочной(бублики). Был зажиточным, но через большие труды. Имел большое хозяйство . Своими силами(дочери с детства трудились) не управлялся и нанимал за оплату крестьян для помощи. Его первая жена рано умерла(спустя пять лет после рождения Татьяны, последней дочери). Женился повторно на дворянке из Санкт-Петербурга(она была родом из этой волости). Моя другая бабушка(по линии отца) говорила, что эту свадьбу помнить должны многие.( Шли обозы с приданым, девчонки со всех окрестных деревень бежали посмотреть и на невесту и на свадьбу). Яков был грамотным ((возможно был старостой поселения), изложил просьбу участников мятежа (со слов мамы, Медынского, возможно 1928года) и сам передал ее в Медынь. Знал страшное решение властей (или предполагал), пешком бежал лесами, чтобы предупредить участников мятежа. Оба прадеда были расстреляны латышскими стрелками. Хоронил их какой-то священник тайно (говорят, в районе арки на Медынском кладбище). Он же и хранит (со слов бабушек) его фото и, возможно, личные(фамильные) вещи. Старшие дети были в ссылках. Ксению выдали замуж за Кудинова(чтобы сменой фамилии уберечь ее от доли отца). Младших взяли чужие люди в Москве, чтобы спрятать их от страшной участи. До сегодняшнего дня почти все мои многочисленные родственники даже не приезжают в Гиреево ( бабушки вселяли и в нас страх обнаружить родство и с этим местом и нашими прадедами, говоря, что власть в любой момент перемениться может). Пожалуйста, помогите раздобыть любую информацию. (Место нашего дома (в нем была и школа либо д\сад, и что-то типа поссовета) я нашла в этом году.
Также интересует любая информация о моем деде, Литвякове Иване Кирилловиче. Во время войны в 1942 году(лето) он оказался в районе дер Согласие. Там он познакомился с моей бабушкой Ксенией Яковлевной Зайцевой(Кудиновой по мужу). В 1943 году в апреле у него родилась дочь Леля (Людмила Ивановна). Он знал о ее рождении, долго слал посылки с фронта, затем пропал. Помогите, чем сможете (или куда обратиться).
Сообщение отредактировал Ксенина - Вторник, 06.09.2011, 11:58 |
|
| |
|